Смена исторических эпох
определяется сменой
коммуникационных технологий.
Герберт Маршалл Маклюэн

Информационные технологии в образовании

Сегодня:

На Главную Информационные технологии Информационные Технологии Обучения ИТ в высшем образовании ИТО в Дистанционном обучении Модульное обучение Ссылки

Навигация





ИТО в Дистанционном обучении


Принципы модульного обучения

Наряду с принципами традиционного обучения модульное обучение строится по таким признакам, как:

  1. Принцип модульности, включающий:
    • Конструирование учебного материала так, чтобы он обеспечивал достижение каждой поставленной перед учениками дидактичес¬кой цели.
    • Представление его законченным блоком.
    • Интегрирование, в соответствии с учебным материалом, различных видов и форм обучения» подчиненных достижению намеченных целей.
    • Структура познавательных модулей такова: уроки изучения нового материала, практические занятия, на которых ведется отработка ЗУН, урок комплексного применения ЗУН, урок обобщения. Количество познавательных модулей определяется содержанием учебного материала.
    • Контролирующий модуль включает зачет по теории и практике, проходящий в различных формах.
    Учащиеся знакомятся с целями учебных занятий по новой теме, структурой информационного блока, датой зачета, с целью пропедевтики изучения нового материала, тем самым планируют предстоя¬щую деятельность. Технология учебного процесса способствует легкости, комфортности продвижения учащихся в этом процессе: ученик точно знает, что, когда и в каком объеме он должен сделать.
  2. Определение разноуровневых дидактических целей. Важное значение на уроке в реализации данного принципа приоб¬ретают организация и управление деятельностью учащихся пр. целеполаганию, мотивации и определению темы занятия, которое реализуется на практике различными путями:
    • На одних уроках, ученики совместно с учителем формулиру¬ют проблемный вопрос.
    • На других - учащиеся выходят на постановку целей, анализируя домашнее задание.
    • На третьих — учителем на доске записываются только ключевые и вопросительные слова, типа: а) Что? Как? Зачем? Почему? От чего зависит? Как влияет? Что общего? б) Определить, вывести, выявить закономерность, доказать и т.д., а учащиеся на основе данного клише составляют целостную картину целей на занятие.
  3. Принцип открытости, понимаемый как возможность допол¬нять, видоизменять информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности.
    Входящие в идею открытости: учет необходимости понимания учениками целей выполнения заданий, анализ каждого этапа урока с позиции адаптивности, комфортности ученика осуществляются на рефлексивном уровне. В течение каждого тематического блока учащиеся заполняют листы контроля и рефлексии, в которых проводят не только количественный, но и качественный анализ уроков, содержания учебного материала, собственной деятельности и деятельности партнеров, т. е. рассматривают все занятия с трех позиций: я, мы, дело. Заполнение рефлексивной линейки дает еще и зрительную картину индивидуального продвижения ученика по теме, что положительно влияет на самоосознание себя в обучении и самоуп¬равлении учебно-познавательной деятельностью.
  4. Принцип вариативности обучения реализуется путем использования на уроках нескольких альтернативных учебников, спра¬вочников, таблиц, что позволяет рассмотреть многие вопросы с разных позиций и выработать свой подход к их решению.
    В устоявшейся структуре учебных занятий, а именно: целеполагание, входной контроль, учебно-познавательная деятельность учащихся, выходной контроль, итог - рефлексия - имеет место постоянная смена учебной деятельности.
    Организация учебно-познавательного процесса в условиях вхож¬дения в модульное обучение основана на обязательном формирова¬нии ОУУН и специальных умений и навыков (СУН). Соответствую¬щие приемы деятельности, инструкции, советы учителя, алгоритмы составляются в сотрудничестве.
    Обучение учащихся приемам учебной деятельности:
    • Позволяет включить ученика в активную учебно-познавательную деятельность, поднимает ее уровень, придавая ей целенаправленность, осознанность, экономичность, управляемость со стороны ученика.
    • Обобщенный прием создает ориентированную основу необходимой деятельности по решению ряда учебных задач и обеспечивает «переносимость» приема на широкий круг новых частных задач.
    • Дает учителю возможность контролировать, управлять мыслительным процессом при решении задач.
  5. Принцип направленности обучения на развитие самостоятельности. А именно через самостоятельную и контрольную работы с разноуровневыми заданиями; выбор ролей в деятельности групп; возможность выбора уровня домашнего задания, который осуществляется двумя путями:
    • Когда учащиеся переписывают домашнее задание полностью, а дома, выполняя его по принципу от простого к сложному, выходят на определение своего уровня работы.
    • В ходе урока ребята суммируют в листе контроля полученные за выполнение тех или иных заданий баллы, количество которых и определяет уровень домашнего задания.
    Организационная структура урока позволяет увеличить время для самостоятельной работы учащихся, и требует перехода к непре¬рывному управлению, которое обеспечило бы реализацию на практи¬ке основных положений деятельности.
  6. Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы.
  7. Принцип индивидуализации обучения опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого ученика.
  8. Принцип разносторонности методического консультирования реализуется через включение в модульные программы советов учителя, других объяснительных методов, облегчающих усвое¬ние информации.

Автор: Барашков Иван Петрович

Hosted by uCoz