Смена исторических эпох
определяется сменой
коммуникационных технологий.
Герберт Маршалл Маклюэн

Информационные технологии в образовании

Сегодня:

На Главную Информационные технологии Информационные Технологии Обучения ИТ в высшем образовании ИТО в Дистанционном обучении Модульное обучение Ссылки

Навигация







Информатизационные технологии в образовании: конфликты и перспективы развития человеческого потенциала

Школа отстает от эволюции общества, - считает Сеймур Поперт, профессор научно-исследовательской лаборатории методов и средств обучения Массачуссетского технологического института, США. В результате ученики теряют к ней уважение. Школа не только не обращена в будущее. Сегодня она делает даже меньше того, что ей удавалось в прошлом. Приверженность устаревшей идее использования компьютерного класса или единичных выходов в Интернет в такой школе отражает неспособность человечества понять, что означает существование цифровой техники для жизни в двадцать первом веке, а следовательно, и для процесса обучения в двадцать первом веке. (Недавние исследования показали, что только 53% всех учителей государственных школ США используют возможности компьютеров и Интернета для образовательного процесса.)
Программа развития современной системы образования у Сеймура Поперта выглядит следующим образом:

  • Примем в качестве платформы программы представление о школе, в которой каждый учащийся имеет собственный портативный персональный компьютер. Будем рассчитывать, что реализация проекта займет 4-6 лет.
  • В каждом регионе страны нужно создать экспериментальные школы, оснащенные передовой технологией. (В дополнение к программе компьютеризации школ (E-rate), федеральное правительство США потратило в 2000 г. 766 млн. долл. только на программы по техническому обеспечению школ, разработанные по закону о начальном и среднем образовании.)
  • Необходимо создать научные центры для разработки новых учебных планов и методических материалов для обучения и преподавания.
  • Подготовку педагогов необходимо осуществлять с учетом основных положений данной программы так, чтобы будущие учителя свободно овладели достижениями передовых технологий. (Повышение компьютерных знаний у преподавателей - это часть проблемы повышения общего профессионального уровня учителей. Федеральным правительством США разработана программа, направленная на обучение преподавателей работе с компьютерами (Preparing Tomorrow's Teachers to Use Technology), сегодня она реализуется в 352 образовательных учреждениях.)
  • Для достижения поставленных целей нужно уделить серьезное внимание психологическому, познавательному, социальному и личностному аспектам программы с учетом достижений технологии.
Универсальные контексты, которые задают сетевые образовательные технологии, часто порождают эффект культурного шока, глобализируя знания безотносительно к культурной субъективности участников образовательного процесса. Примером нарушения принципа мультикультурности может служить случай одной американской компании, которая использовала красный цвет в качестве знаков предупреждения и опасности в дизайне одного из своих курсов дистанционного обучения, предназначенного для китайских студентов. Семиотический конфликт возник вследствие того, что красный цвет считается в Китае цветом удачи. Исследователи характеризуют такие примеры термином «McEducation», образованием в духе МакДональдса, которое несет содержания конфликтующее с социальными, духовными, и эстетическими ценностями с учащихся (Eileen Clegg, of the Institute for the Future in Menlo Park, CA., USA). Локализация электронных технологий обучения с необходимостью включают в себя исследования конкретных культурных стилей.
Лиза Нейл (Lisa Neal), главный редактор eLearn Magazine, предлагает поставить несколько критических вопросов, проясняющих необходимость введения виртуальных технологий в традиционные коммуникативные пространства:
  • Какие типы коммуникации и взаимодействия вы хотите улучшить?
  • Каковы условия и ограничения в этих коммуникативных событиях?
  • Какие технологические и нетехнологические изменения могут сделать их успешными?
Образование и обучение могут рассматриваться как уникальный тип коммуникации: с общей целью и с преподавателем, который помогает участникам достигать их цели. Учитывая особенности большинства встреч "лицом-к-лицу", где понятия центра и структуры могут быть ослаблены, мы должны спросить, как люди могут встретиться в условиях сети и эффективно обменяться идеями на расстоянии.
  • Насколько участники могут обладать соответствующим уровнем понимания присутствия друг друга и взаимной активности?
  • Как на коммуникацию влияют тема, культура, часовые пояса, пропускная способность сети, и другие ограничения?
  • Как может быть оценена эффективность сопровождающих технологических инструментов?
  • И какие стимулы обнаруживаются в самом коммуникативном событии?
Увеличение объема дистанционных событий, наряду со продуманным дизайном и гармоническим сочетанием его элементов, должно сопровождаться глубоким пониманием поставленных образовательных целей. В докладе ООН о человеческом развитии устанавливается прямая корреляция между появлением новых технологий и развитием человеческого потенциала.

Автор: Барашков Иван Петрович

Hosted by uCoz